Региональный центр информатизации образования Республики Тыва - Новости
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Республики Тыва

Скоро в школах республики начнутся Всероссийские проверочные работы

Всероссийские проверочные работы (далее- ВПР) пройдут в 4-8 классах с 14 марта по 22 апреля и в 11 классах с 1 по 17 марта 2022 года.

Напомним, что ВПР проводятся с целью мониторинга результатов перехода образовательных организаций на реализацию общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях в целом.

Новшествами этого года стало, то, что ВПР проведут в 6,8 классах по двум предметам на основе случайного выбора, в этом году также дополнительно в 7 классах.

Школа имеет возможность провести ВПР в компьютерной форме в 5 классах по предметам «История», «Биология», в 6-8 классах по предметам «История», «Биология», «География», «Обществознание». В республике по предварительным итогам выбрали ВПР в компьютерной форме 38 школ из 156, которые участвуют мероприятии. Остальные школы пишут в традиционной форме.

Обучающие 11 классов участвуют в ВПР по учебным предметам, которые не выбраны ими для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В соответствии с письмом Минпросвещения России от 01.10.2021 № СК-403/08 ВПР 11 классов рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.

Обсуждение новшеств и актуальных вопросов организации и проведения ВПР в нашей республике было организовано в рамках совещания на уровне ГБУ «Институт оценки качества образования Республики Тыва» с участием ответственных лиц, за проведение ВПР в школах в режиме ВКС.

В разговоре были затронуты вопросы соблюдения порядка проведения ВПР и особый акцент, был сделан на обеспечения объективности процедуры их проведения в школах.

График проведения ВПР в 2022 году

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

11 класс

14.03.2022 Математика

16.03.2022 Русский язык

04.04.2022

Математика

16.03.2022

Математика

 

5.04.2022 Русский язык

1.03.2022 Биология

 

16.03.2022 Русский язык (части 1, 2)

18.03.2022

Математика

06.04.2022

Русский язык

18.03.2022

Русский язык

7.04.2022 Математика

3.03.2022

Иностранный язык

18.03.2022

Окружающий мир

18-22.04.2022

(в традиционной или компьютерной форме)

 

 История Биология

18-22.04.2022 (по двум предметам на основе случайного выбора в традиционной или компьютерной форме)

 

Биология История Обществознание География

5.04.2022

Иностранный язык

 

18-22.04.2022 (по двум предметам на основе случайного выбора в традиционной или компьютерной форме)

 

Химия Физика Обществознание История География Биология

4.03.2022 Физика

 

 

 

 

18-22.04.2022 (по двум предметам на основе случайного выбора в традиционной или компьютерной форме)

 

История Физика География Обществознание

Биология

 

14.03.2022 Химия

 

 

 

 

 

 

15.03.2022 История

 

 

 

 

 

17.03. 2022 География

Межведомственное заседание республиканского штаба

   

      15 февраля 2022 года состоялась межведомственное заседание республиканского штаба «О мерах по организованному проведению ГИА выпускников общеобразовательных организаций Республики Тыва в 2022 году». Председательствовала заместитель председателя Правительства Республики Тыва, руководитель штаба Елена Хардикова. В рамках штаба были обсуждены вопросы по подготовке и организации проведения ГИА на 2021\2022 учебном году на территории Республики Тыва.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ 📚✅


     Подготовку к ЕГЭ нужно начинать заранее, чтобы успеть в привычном и удобном для себя темпе повторить весь материал к экзаменам. Как лучше всего готовиться, с чего начинать и на что следует обратить внимание? Рассказывают эксперты Московского центра качества образования.

     Заместитель председателя комиссии ЕГЭ по химии, эксперт Московского центра качества образования Ольга Гончарук:

     Специфика химии в том, что ее сложно освоить без грамотного наставника. Поэтому в первую очередь обратитесь к своему учителю химии — он подскажет, поможет и направит.

     При организации самостоятельной подготовки к экзамену по химии нужно соблюдать ряд условий. Все занятия должны быть систематическими.

     Приступая к обобщению и повторению теории, помните, что готовиться нужно не по заданиям, а по блокам.

     Например, задания 5, 6, 7, 8, 9, 19, 24, 29, 30, 31 — это свойства неорганических веществ. Во время занятий составьте конспект и внесите в него как можно больше уравнений реакций, характеризующих свойства и способы получения неорганических веществ.

     Возьмите черно-белую таблицу растворимости и раскрасьте соответствующим цветом известные вам осадки и растворы, отметьте вещества, образующиеся в растворе в виде газа, обратите особое внимание на прочерки в таблице растворимости (это указание на то, что вещество не существует в растворе, а гидролизуется нацело). Эти опорные точки помогут вам запомнить свойства неорганических веществ.

     Необходимое условие верного решения задачи — правильно составленное уравнение химической реакции, а для этого нужно знать свойства веществ. Разбирая задачи из тренировочных вариантов, вы заметите, что для каждого типа есть определенный алгоритм решения. Научившись его выстраивать, вы сможете правильно решать даже самые сложные задания.

     Старайтесь каждый день выполнять несколько заданий в формате ЕГЭ. Если появится ошибка – обязательно разберитесь с ее причиной, а для этого все способы хороши: и самостоятельный разбор теории, и вопросы учителю, и коллективное обсуждение с одноклассниками. Отрабатывайте каждое задание, прежде чем приступить к выполнению всего контрольного измерительного материала. Решайте, решайте и решайте!

     Эксперты Московского центра качества образования, учитель информатики школы № 1552 Мария Родневская и учитель информатики школы № 853 Николай Никулин:

     Для успешной сдачи ЕГЭ по информатике лучше придерживаться определенной последовательности действий.

     Изучите открытые варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ на сайте Федерального института педагогический измерений (ФИПИ). В кодификаторе можно найти все темы, знание которых будет проверяться на экзамене. Обычно в спецификации очень подробно изложено, какие навыки и знания проверяет каждое задание, и его сложность. Только ознакомление с демоверсией поможет понять специфику и тематику задания.

     Попробуйте проверить свои знания, провести самодиагностику. Для этого можно выполнить демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов с последующей проверкой ответов и отметить задания и темы, которые вызывают затруднения.

     При повторении или изучении каждой темы задания лучше сначала выполнять группами. Найдите разные варианты одного и того же задания и постарайтесь научиться решать каждый из них. Таким образом учебный материал по данной теме будет усвоен лучше. Убедившись в отсутствии ошибок при выполнении заданий по конкретной теме, можно приступать к разбору заданий, относящихся к следующей тематике.

     Каждую неделю, в разные дни, уделяйте внимание изучению новых материалов и повторению того, что вы уже знаете. Необходимо стараться каждую неделю решать разные варианты из ЕГЭ.

     Важно усиленно тренироваться для закрепления полученных навыков, решать как можно больше заданий и совершенствовать свои навыки в области программирования, не оставлять ничего на последний день и грамотно распределить время, которое во время экзамена вы будете выделять на каждое задание.

     Эксперт ОГЭ и ЕГЭ географии, эксперт Московского центра качества образования, учитель высшей категории Татьяна Клепикова:

     В этом году произошли существенные изменения в ЕГЭ по географии: сократилось количество заданий – их стало 31, появились новые и изменилась формулировка прежних, увеличилось количество заданий с развернутым ответом – их стало 9. Но суть экзамена осталась прежней – проверяются ваши географические знания, умения и навыки.

     Прежде всего необходимо определиться с содержанием и структурой экзамена. Для этого нужно ознакомиться с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ, которые опубликованы на сайте ФИПИ. Выполняя демоверсию, вы познакомитесь с особенностями и спецификой заданий, определите уровень своих знаний, выявите темы, которые знаете хуже. В кодификаторе перечислены знания, умения и навыки, а также требования к уровню подготовки. В спецификации дается план экзамена, его содержание и структура.

     Составьте план подготовки к ЕГЭ. Повторяйте теоретический материал большими тематическими блоками.

     Старайтесь усвоить и закрепить базовые понятия и термины по каждой теме. Сочетайте различные способы подготовки: составление планов-конспектов, схем, ведение словаря понятий и терминов, заполнение таблиц, построение графиков, работу с тематическими, общегеографическими картами и картами из контрольных измерительных материалов ЕГЭ, просмотр лекций и вебинаров, выполнение тематических тестов, вариантов экзаменационных работ в печатных пособиях и Интернете. Учите географическую номенклатуру. Обратите особое внимание на алгоритмы выполнения заданий с развернутым ответом. Систематические занятия обязательно помогут вам успешно сдать экзамен.

     Председатель Ассоциации учителей биологии Москвы, председатель комиссии ОГЭ по биологии, эксперт ЕГЭ по биологии, почетный работник общего образования РФ, эксперт Московского центра качества образования Светлана Липина:

     Прежде всего составьте план подготовки к ЕГЭ. Важно правильно распределить темы, перечисленные в кодификаторе. Крупные темы разделите на части, родственные по содержанию части объедините и распределите их по времени. Обратите внимание на разделы, на которых можно набрать (или, наоборот, потерять) наибольшее количество баллов.

     Обратите внимание на раздел «Общая биология» — это более 65% экзаменационной работы, поэтому постарайтесь отработать его полноценно.

     В процессе подготовки, начиная с изучения или повторения соответствующей темы, необходимо усвоить основные понятия, которые станут основой системы взаимосвязанных тематических блоков.

     Обратите внимание на основные положения биологических теорий: клеточной теории, хромосомной теории, рефлекторной теории, теории возникновения жизни на Земле, теории эволюции; законов: законы наследования Г. Менделя, закон сцепленного наследования Т. Моргана, закон зародышевого сходства или закон Бэра, биогенетический закон Геккеля – Мюллера, закон необратимости эволюции, а также закономерностей: единство живого вещества, изменчивость, наследственность, приспособленность.

     При самоподготовке попробуйте сочетать различные способы приобретения знаний. Можно вести записи основных терминов и понятий в биологическом словаре, отвечать на вопросы и выполнять тестовые тематические задания в пособиях по биологии, конспектировать полученные знания с помощью построения графиков, таблиц и схем.

     Постепенно, осваивая и увеличивая свой объем биологических знаний, вы всегда сможете правильно ответить на многие вопросы. Важно отработать умения применять теоретические знания для объяснения реальных процессов и явлений в живой природе и жизни человека.

     Не пропустите дополнительную информацию, которую вам предлагают авторы пособий и учебников, старайтесь расширить свой биологический кругозор, ведь при ответе на задания второй части КИМ ЕГЭ необходимо уметь анализировать, сравнивать и объяснять или пояснять сделанный выбор.

     Заместитель председателя комиссии ЕГЭ по истории, эксперт Московского центра качества образования Диана Фадеева:

     Историю сложно выучить с лёту. Подготовка к экзамену требует систематичности и усидчивости, поэтому продумайте свой план подготовки. При повторении материала очень полезно делать конспекты, записывать не только основные события и их даты, но и их участников, современников, исторические понятия. Создать целостный образ эпохи и запомнить информацию помогут исторические карты, иллюстративные материалы.

     При подготовке к ЕГЭ по истории при изучении исторических личностей (правителей, государственных деятелей, реформаторов, полководцев и военачальников, деятелей культуры и т. д.) опирайтесь на Историко-культурный стандарт, размещенный на сайте Российского исторического общества.

     По крупным событиям и процессам можно составлять хронологические, синхронистические таблицы (история России и всеобщая история) — с их помощью проще заучивать даты. Сочетайте составление общих таблиц с работой над таблицами по отдельным историческим событиям, векам, периодам общественного развития. Это позволит упорядочить ваши хронологические знания и лучше усвоить обязательный минимум дат. Такие таблицы могут быть дополнены терминами, информацией об исторических личностях, связанных с тем или иным событием, процессом или явлением. Используйте синхронистические таблицы в качестве наглядного дидактического материала.

     Работайте с историческими источниками, различными типами информации (таблицы, карты-схемы, иллюстрации и т. д.). Внимательно читайте тексты, рассматривайте изображения. Ищите полезные материалы, которые пригодятся при выполнении экзаменационной работы. Старайтесь выполнять по 25–30 тренировочных заданий каждый день, и тогда вы сможете сдать ЕГЭ по истории на высокий балл.

     Полезные ресурсы:

Все эксперты уверены, что при подготовке к экзаменам учащиеся должны пользоваться только проверенными учебными материалами, в том числе и информационными ресурсами. Среди них:

— Записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО.

— Видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ на сайте Московского образовательного телеканала.

— Самодиагностики в МЭШ.

— Совместный проект МЦКО и Московского образовательного телеканала «Субботы московского выпускника» по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, видеоконсультации с экспертами.

— Кроме того, Московский центр качества образования организует и проводит независимые диагностики в формате ЕГЭ и ОГЭ. Пройти их можно в Центре независимой диагностики.

Как успешно написать итоговое сочинение

     

   4 мая 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

     Итоговое сочинение является условием допуска к Государственной итоговой аттестации для учащихся 11 классов.

     Уже сейчас нужно начинать подготовку к нему, разобраться, в чем отличие итогового сочинения от сочинений других жанров и как успешно справиться с этим испытанием?

  Рассказывает доктор филологических наук, ведущий эксперт отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования Александра Кудряшова.

Требования к итоговому сочинению

   Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации. Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется. Цель работы – продемонстрировать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом. В итоговом сочинении необходимо: раскрыть тему сочинения, аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал, комментировать приведенные примеры из произведений, выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.

    Если в сочинении ЕГЭ по литературе от выпускника требуется глубокое погружение в художественное произведение, умение выявлять авторскую позицию, анализировать отдельные эпизоды, образы героев, художественные приемы, то итоговое сочинение носит надпредметный и литературоцентричный характер, литературный материал используется для аргументации как иллюстрация, подкрепляющая собственное рассуждение.

Выбор темы и критерии оценивания сочинения

   Выбор темы сочинения — важный этап в начале работы над итоговым сочинением.Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассмотрим возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: “Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь”?». Очевидно, что для раскрытия данной темы потребуется понимание процитированного высказывания в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.

    Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.

     Также возможна формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.

Рассмотрим, по каким критериям эксперты оценивают итоговое сочинение.

    Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко вы его сформулируете тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.

    Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис. Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.

    Ваше умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут выступать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

    Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

   Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения»: оценивает умение учащихся выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Во вступлении вы выдвигали тезис, в основной части доказывали его, а в заключении подводите итоги и делаете выводы.

     Четвертый критерий — «Качество речи»: оценивается точное выражение мысли и разнообразие лексики.

     Пятый критерий — «Грамотность»: учитываются орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

В заключении сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:

·        Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.

·        Не забывайте про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.

·        Не бойтесь размышлять и выражать свое мнение.

·        Следуйте за формулировкой темы.

·        Комментируйте поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.

·        Соблюдайте правило композиции: вступление — основная часть — заключение.

·        Старайтесь грамотно выражать свои мысли.

·        Помните, что цитирование в сочинении необязательно — важно передать идейное содержание произведения.

Комментарии по тематическим направлениям 2021/2022 даны в статье, написанной совместно со Светланой Колосовой, «Итоговое сочинение — 2021: чего ждать и как написать его успешно».

При подготовке к итоговому сочинению также будут полезны рекомендации Федерального института педагогических измерений:

1.                 «На все 100» — онлайн-консультация по подготовке к итоговому сочинению.

2.                 Итоговое сочинение (изложение). Учебные материалы.

А также другие информационные ресурсы:

1) записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО;

2) еженедельный проект «Субботы московского выпускника» Московского центра качества образования и Московского образовательного телеканала для учащихся 9-х и 11-х классов;

3) видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ на Московском образовательном телеканале.

С 14 февраля по 6 марта в школах края пройдет «Урок Цифры» по теме «Цифровое искусство: музыка и IT»

С 14 февраля по 6 марта Яндекс проведет занятия в рамках всероссийского образовательного проекта "Урок цифры".  Тема урока этого года – "Цифровое искусство: музыка и IT". Новый урок, подготовленный экспертами компании, объяснит, как с помощью технологий можно узнать больше о музыке и как ее создавать с помощью искусственного интеллекта. Организаторы "Урока цифры" – АНО "Цифровая экономика" в партнерстве с компаниями-лидерами цифровой трансформации при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Урок состоит из видео, комиксов с теорией, инфографики и интерактивного тренажера для закрепления знаний. Все материалы будут доступны на сайте урокцифры.рф. Приступить к занятию можно в любое время: в школе с учителем или дома, самостоятельно либо с родителями.

Материалы адаптированы для школьников от 1 до 11 классов – задания отличаются по объему и уровню сложности. В начале урока участникам расскажут, что такое звук и какие у него есть важные характеристики. Ученики научатся оцифровывать музыку, узнают, как работают алгоритмы рекомендаций в музыкальных сервисах, а еще попробуют с помощью технологий написать музыку самостоятельно.

"Урок цифры" проводится в России с 2018 года. В рамках проекта ведущие IT-компании разрабатывают уроки, доступные как школам, так и родителям с детьми для самостоятельного изучения. Занятия помогают школьникам сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием.