Институт оценки качества образования Республики тыва - Новости
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Республики Тыва

Как успешно написать итоговое сочинение

     

   4 мая 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

     Итоговое сочинение является условием допуска к Государственной итоговой аттестации для учащихся 11 классов.

     Уже сейчас нужно начинать подготовку к нему, разобраться, в чем отличие итогового сочинения от сочинений других жанров и как успешно справиться с этим испытанием?

  Рассказывает доктор филологических наук, ведущий эксперт отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования Александра Кудряшова.

Требования к итоговому сочинению

   Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации. Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется. Цель работы – продемонстрировать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом. В итоговом сочинении необходимо: раскрыть тему сочинения, аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал, комментировать приведенные примеры из произведений, выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.

    Если в сочинении ЕГЭ по литературе от выпускника требуется глубокое погружение в художественное произведение, умение выявлять авторскую позицию, анализировать отдельные эпизоды, образы героев, художественные приемы, то итоговое сочинение носит надпредметный и литературоцентричный характер, литературный материал используется для аргументации как иллюстрация, подкрепляющая собственное рассуждение.

Выбор темы и критерии оценивания сочинения

   Выбор темы сочинения — важный этап в начале работы над итоговым сочинением.Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассмотрим возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: “Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь”?». Очевидно, что для раскрытия данной темы потребуется понимание процитированного высказывания в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.

    Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.

     Также возможна формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.

Рассмотрим, по каким критериям эксперты оценивают итоговое сочинение.

    Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко вы его сформулируете тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.

    Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис. Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.

    Ваше умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут выступать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

    Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

   Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения»: оценивает умение учащихся выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Во вступлении вы выдвигали тезис, в основной части доказывали его, а в заключении подводите итоги и делаете выводы.

     Четвертый критерий — «Качество речи»: оценивается точное выражение мысли и разнообразие лексики.

     Пятый критерий — «Грамотность»: учитываются орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

В заключении сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:

·        Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.

·        Не забывайте про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.

·        Не бойтесь размышлять и выражать свое мнение.

·        Следуйте за формулировкой темы.

·        Комментируйте поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.

·        Соблюдайте правило композиции: вступление — основная часть — заключение.

·        Старайтесь грамотно выражать свои мысли.

·        Помните, что цитирование в сочинении необязательно — важно передать идейное содержание произведения.

Комментарии по тематическим направлениям 2021/2022 даны в статье, написанной совместно со Светланой Колосовой, «Итоговое сочинение — 2021: чего ждать и как написать его успешно».

При подготовке к итоговому сочинению также будут полезны рекомендации Федерального института педагогических измерений:

1.                 «На все 100» — онлайн-консультация по подготовке к итоговому сочинению.

2.                 Итоговое сочинение (изложение). Учебные материалы.

А также другие информационные ресурсы:

1) записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО;

2) еженедельный проект «Субботы московского выпускника» Московского центра качества образования и Московского образовательного телеканала для учащихся 9-х и 11-х классов;

3) видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ на Московском образовательном телеканале.

С 14 февраля по 6 марта в школах края пройдет «Урок Цифры» по теме «Цифровое искусство: музыка и IT»

С 14 февраля по 6 марта Яндекс проведет занятия в рамках всероссийского образовательного проекта "Урок цифры".  Тема урока этого года – "Цифровое искусство: музыка и IT". Новый урок, подготовленный экспертами компании, объяснит, как с помощью технологий можно узнать больше о музыке и как ее создавать с помощью искусственного интеллекта. Организаторы "Урока цифры" – АНО "Цифровая экономика" в партнерстве с компаниями-лидерами цифровой трансформации при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Урок состоит из видео, комиксов с теорией, инфографики и интерактивного тренажера для закрепления знаний. Все материалы будут доступны на сайте урокцифры.рф. Приступить к занятию можно в любое время: в школе с учителем или дома, самостоятельно либо с родителями.

Материалы адаптированы для школьников от 1 до 11 классов – задания отличаются по объему и уровню сложности. В начале урока участникам расскажут, что такое звук и какие у него есть важные характеристики. Ученики научатся оцифровывать музыку, узнают, как работают алгоритмы рекомендаций в музыкальных сервисах, а еще попробуют с помощью технологий написать музыку самостоятельно.

"Урок цифры" проводится в России с 2018 года. В рамках проекта ведущие IT-компании разрабатывают уроки, доступные как школам, так и родителям с детьми для самостоятельного изучения. Занятия помогают школьникам сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием.

Педагоги Центра цифрового образования детей «IT-куб» на базе ГБПОУ РТ «Тувинский техникум информационных технологий» повышают свои знания на всероссийских информационно-методических вебинарах

С 11 февраля по 27 мая 2022 года педагоги Центра цифрового образования детей «IT-куб» на базе ГБПОУ РТ «Тувинский техникум информационных технологий» повышают свои знания на всероссийских информационно-методических вебинарах Минпросвещения по разным тематикам информационных технологий:

  • Национальный проект «Образование»: центры цифрового образования детей «IT-куб» для обеспечения образовательных возможностей обучающихся;
  • Центры цифрового образования детей «IT-куб»: планирование нормативных и организационных вопросов;
  • Центры цифрового образования детей «IT-куб»: образовательная среда, средства обучения и воспитания, планирование образовательной деятельности и реализации образовательных программ;
  • Центры цифрового образования детей «IT-куб»: планирование и обеспечение достижения показателей функционирования;
  • Центры цифрового образования детей «IT-куб»: информационное обеспечение деятельности;
  • Центры цифрового образования детей «IT-куб»: взаимодействие с образовательными организациями, оснащенными современной инфраструктурой в рамках национального проекта «Образование».

Итоговое собеседование – допуск к ОГЭ

    В Республике Тыва, как и в других регионах России 9 февраля  прошло итоговое собеседование по русскому языку, в котором приняло участие более пяти тысяч выпускников 9-х классов.

   Традиционно наибольшее число участников отмечается в городе Кызыле, в Кызылском, Улуг_Хемском районах, а наименьшее количество - в Тере-Хольском кожууне.

  Для подготовки к итоговому собеседования на официальных сайтах Рособрнадзора и Федеральный институт педагогических измерений были размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).

 «Участники итогового собеседования выполняли четыре задания. Первое и второе задания выполнялись с использованием одного текста, а при выполнении третьего и четвёртого выбрали одну тему для монолога и диалога. Всего на собеседование на одного участника ушло 15-16 минут» - прокомментировала и.о. начальника отдела организационно-методического обеспечения ГБУ «Института оценки качества образования Республики Тыва» Чодураа Чингиртиевна.

   «Мы постарались создать все необходимые условия, чтобы итоговое собеседование прошло на хорошем уровне. Выпускники переживали даже после прохождения собеседования. Желаю участникам удачи, чтобы все успешно прошли собеседование» - отметила директор МБОУ СОШ №4 г. Кызыла Ирина Гринько.

  «Собеседование прошло довольно гладко. И было не очень сложно. Для тех, кому предстоит пройти в следующем году, хотелось бы посоветовать, что будет лучше выучить клише для монолога. И более чётко проговаривать слова в первом задании» - поделилась своими впечатлениями и советами  ученица МБОУ СОШ №4 г. Кызыла, финалист первенства России по шахматам в высшей лиге 2022 в городе Сочи Арсения Ойдуп.

   Для тех, кто не смог присутствовать в итоговом собеседовании по уважительной причине, а также получившие неудовлетворительный результат («незачёт»), согласно приказу регионального министерства образования итоговое собеседование проводится в дополнительные сроки -  9 марта и 16 мая 2022 года (вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая).

    Все санитарно-эпидемиологические требования Роспотребнадзора во время итогового собеседования были соблюдены в полном объеме.

    Итоговое собеседование в регионе прошло в штатном режиме.