«Государственная итоговая аттестация 2016 года. Качество образования в Республике Тыва: проблемы и перспективы»
Кыргыс С.Б.
Директор ГБУ «Институт
оценки качества образования
Республики Тыва»
Одним и, пожалуй, самым главным результатом работы школы является успешная сдача государственной итоговой аттестации нашими выпускниками как показатель оценки качества образования. В Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» отмечается большой прогресс в становлении общероссийской системы оценки качества образования. В связи с этим весьма актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования.
Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных исследований качества образования, реализуемых на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации и совершенствования общероссийской системы оценки качества образования приступила к реализации серии школьных исследований качества образования в РФ - Всероссийские проверочные работы (ВПР) и Национальные исследования качества образования (НИКО).
В мае 2016 года в Республике Тыва прошли ВПР с участием 23 ОО (44 класса-комплекта),из них 14 сельских школ, 4 городских школ, 2 рес.учреждения. Приняли участие в проверочной работе по русскому языку 933 чел. (99,8% от обшего количества учеников), по математике – 904 чел. (96,7%), по окружающему миру – 899 чел. (96,2%) из г. Кызыла, г. Ак-Довурака и всех районов республики.Основные результаты ВПР в 4 классах по Республике Тыва соответствуют общим результатам обучающихся Российской Федерации. Уровень подготовки по русскому языку участников от Республики Тыва высокий: более 74% обучающихся применили свои умения и навыки на «4» и «5», что превышает среднероссийские показатели на 19% (2015 г.) и 8,2% (2016 г.). Уровень обученности – 95,3% (89,6%), средний балл – 4,0 (2,7).
Рособрнадзором составлен график введения ВПР до 2020 года: 2015-2016 – апробация, 2016-2017 - введение ВПР в начальной школе, апробация ВПР в 5-7 классах, 2017-2018 - проведение ВПР в начальной школе, введение ВПР в 5-7 классах, апробация ВПР в 8 классах, 2018-2019 - проведение ВПР в начальной школе, проведение ВПР в 5-7 классах, введение ВПР в 8 классах, апробация ВПР в 10 классах. В 2020 году ВПР будут введены и в 10 классах.
В НИКО в апреле 2016 года приняли участие учащиеся 6-х и 8-х классов из 24 образовательных учреждений. Всего учащихся в данных образовательных организациях – 1269 человек. Из них 257 человек – учащиеся города Кызыла, 125 человек – учащиеся ресучреждений, 887 человек – учащиеся сельских школ.
В планах Рособрнадзора:
Осенью 2016 года состоится исследование по иностранному языку в 5 и 8 классах (по РФ).
В 2017 году будут проведены НИКО по основам безопасности жизнедеятельности в 6 и 8 классах, по химии и биологии в 10 классах (по РФ).
Диагностическую работу по истории выполняли 766 обучающихся, из них 382 шестиклассников и 384 восьмиклассников школ республики. Справились с работой 266 обучающихся (6 и 8 классы), т.е. количество отметок «5», «4», «3», что составляет 34,7% от общего количества школьников, выполнявших работу (что ниже российского показателя на 27,2 %). Не справились с работой по истории и получили неудовлетворительную оценку 500 чел. (65,2% от общего количества участников, выполнявших работу по истории), что на 27,3% выше общероссийского показателя. Качество знаний составило 6,2% учеников 6-го класса, а 3,3% - 8-го класса, средний балл – 2,4 (2,3).
Диагностическую работу по обществознанию выполнили 503 участников, из них 270 шестиклассников и 233 восьмиклассников школ республики. На отметку «5», «4», «3» диагностическую работу по обществознанию выполнили 227 восьмиклассников, что составляет 45,1% от общего количества школьников, выполнявших работу. Не справились с работой 276 обучающихся 6 и 8 классов, что составляет 54,8% от общего количества участников. Качество знаний составило 8,8% учеников 6-го класса, а 8,9% - 8-го класса, средний балл – 2,6 (6 класс), 2,5 – 8 класс.
В 2015–2016 учебном году на территории Республики Тыва впервые проводился федеральный проект «Я сдам ЕГЭ» для выпускников 11 (12) классов. Целью данного проекта было подготовить обучающихся к сдаче экзаменов и улучшить результаты единого государственного экзамена.
Контрольные срезы проводились с сентября 2015 года по апрель 2016 года по русскому языку, математике (базовый уровень) и обществознанию, также по физике и информатике. В проекте «Я сдам ЕГЭ» приняли участие все выпускники школ республики. Средний показатель охвата составил 93,5%.
В следующей таблице представлена динамика результатов четырех контрольных замеров каждого предмета.
Контрольные замеры по предметам (в процентах).
№ |
Предмет |
Iзамер |
IIзамер |
IIIзамер |
IVзамер |
отклонение |
1 |
русский язык |
75,1 |
79,9 |
80,6 |
71,1 |
снижение |
2 |
математика (базовый уровень) |
74,4 |
79,2 |
88,6 |
93,3 |
рост |
3 |
математика (профильный уровень) |
— |
— |
66,8 |
81,8 |
рост |
4 |
обществознание |
18,2 |
32 |
29,1 |
57,7 |
рост |
5 |
физика |
— |
— |
77,4 |
83,8 |
рост |
6 |
информатика |
— |
— |
58,7 |
63,9 |
рост |
По всем предметам наблюдается рост показателей, кроме русского языка, где идет снижение на 4 % по сравнению с I замером (с 75,1 % до 71,1 %). Результаты работ IV замера по обществознанию улучшились на 39,5 % по сравнению с I замером.
По Республике Тыва основной период ГИА-2016 прошел в установленные сроки. Каковы же наши результаты?
В целом ГИА в республике прошла нормально. Нами были применены в этом году ряд мер, направленных на создание условий для объективного проведения ЕГЭ: видеонаблюдение; общественный контроль и наблюдение;, меры, связанные с информационной безопасностью; контроль за доставкой экзаменационных материалов в районы; применение технологии печати КИМ в аудитории с последующим сканированием. Благодаря слаженной работе членов ГЭК, общественных наблюдателей, работников ППЭ и работников ситуационного центра в республике Тыва не было зафиксировано ни одного случая утечки экзаменационных материалов в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Почти все нарушения со стороны участников ГИА и отдельных работников ППЭ фиксировались на местах и оперативно принимались соответствующие меры по исправлению возникших проблемных ситуаций. Хорошо выстроенная система проведения экзамена, подбор и обучение кадров помогли выявить реальную картину качества образования в республике, и проблемы в уровне знаний выпускников.
Но самый важный источник объективности, это изменение отношения участников экзамена – учеников и организаторов. Дело даже не в нравственном аспекте этой проблемы, который очевиден для всех, но дело в том, что, не имея объективной картины, не проведя диагностику, нельзя выявить проблемные зоны и, соответственно, принять меры по улучшению ситуации там, где это необходимо. Поэтому объективная диагностика нашей образовательной системы – это очень важный компонент, важный источник информации для принятия правильных решений. Второе важное обстоятельство, которое бы я отметил, – это то, что увеличилась доля учеников 11-х классов, которые сдавали экзамены по физике и информатике, по тем предметам, которые необходимы для поступления на технические направления высших учебных заведений. Это означает, что те меры, которые принимались в последние годы для повышения престижа технического и инженерного образования, для повышения внимания школьников к выбору будущих профессий в сфере реальной экономики, дали свой результат. И третье – это более высокая культура понимания результатов экзамена. Единый государственный экзамен задумывался и использовался как средство оценки индивидуальных учебных достижений каждого ученика, каждого школьника, и неправильно использовать этот экзамен для оценки деятельности целых регионов, школ или учителей. Наша цель не в том, чтобы ругать или тем более как-то наказывать те школы и учителей, которые их готовят, а в том, чтобы этим школам помогать и создавать условия для того, чтобы таких школ было меньше и, в конце концов, не было совсем. В этом основная задача тех действий, которые мы осуществляем по повышению объективности экзамена.
Результаты ГИА-2016
ЕГЭ
В этом году в основной период ЕГЭ сдавали 3496 человек, из них выпускники 11 классов – 2637;12 классов (вечерних школ) – 403; обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) – 141; выпускники прошлых лет (ВПЛ) – 315 человек.
Обязательные экзамены (ЕГЭ) – русский язык и математику – сдавали все выпускники текущего года. Наблюдается улучшение ситуации по русскому языку, чему способствует реализация государственной программы «Развитие русского языка в Республике Тыва на 2014-2020 гг.». Средний балл по русскому языку повысился по сравнению с 2015 годом на 8 баллов и составил 51 балл. Количество выпускников, преодолевших минимальный порог по русскому языку в 24 балла, повысилось на 1,5%.
65 человек из числа участников ЕГЭ в 2016 году набрали по результатам экзаменов 90-100 баллов: 60 человек по русскому языку, 1 по математике (профильный уровень), 3 по обществознанию, 1 по истории.
Отмечено увеличение количества участников ЕГЭ по сравнению с предыдущим 2015 годом следующих предметов по выбору: по информатике – 181 (2015 г. – 136), по химии – 503 (2015 г. – 109), по математике (профильный уровень) – 1907 (2015 г. – 1661). По остальным предметам изменения незначительные.
ОГЭ
В 2016 году на территории Республики Тыва ОГЭ проводился по 11 общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и математике в обязательном порядке. Кроме этого выпускники 9-х классов сдавали родной (тувинский) язык в соответствии с приказом Минобрнауки Республики Тыва от 28.01.2016 г. № 88-д.
Количество выпускников 9 классов в 2016 году составило 4439 (в 2015 г.- 4499) человек, в том числе: 4375 (в 2015 г.- 4384) выпускников 9 классов дневных общеобразовательных организаций; 52 (в 2015 г.-92) выпускника 9-х классов вечерних школ, из них обучающихся в вечерних школах при исправительных колониях (ИК) - 13 человек и учащихся транспортного техникума – 27 (в 2015 г. - 23).
Доля участников ГИА-9 распределенная по количеству сданных предметов: сдали только два экзамена 8,1 % от общего количества участников ГИА-9, три экзамена сдали 0,02%, четыре экзамена сдали 97%, пять экзаменов – 3,2%.
Результаты ГИА-2016 выявили серьезные проблемы в качестве образования, над которыми нам предстоит работать.
Возможные причины, повлиявшие на результаты ГИА:
1. Качество преподавания учебных предметов в школе;
2. Недостаточный уровень квалификации педагогов и нехватка учителей-предметников в образовательных организациях;
3. Недостаточный уровень профориентационной работы со школьниками, что повлияло, отчасти, на осознанный выбор предметов для сдачи экзаменов;
4. Cлабый уровень методической работы в школах и муниципальных органах управлениях образованием.
5. Слабое внимание к среднему звену в школе и использование результатов ЕГЭ как единственного механизма поощрения/наказания педагогов приводит к концентрации внимания руководства образовательных учреждений на подготовку выпускников к ЕГЭ. Нехватка квалифицированных педагогов в школе приводит к ослаблению внимания администрации образовательных учреждений и педагогов к школьникам среднего звена. В результате, школьники среднего звена, за несколько лет теряют интерес к учебе и знания, полученные в начальной школе. Попытки подготовить их к ЕГЭ зачастую сводятся к натаскиванию и, как правило, малоуспешны.
Проблемы уровня обученности, выявленные в рамках мониторинговых исследований и государственной итоговой аттестации, практически идентичны. Таким образом, можно с уверенностью говорить о возможности выстраивания целостной системы по их выявлению и своевременному устранению, что позволит существенно повысить результаты ЕГЭ и ГИА, а следовательно, конкурентоспособность выпускников школ республики на рынке высшего и среднего профессионального образования.
Муниципальным органам управления образования, администрациям образовательных организаций рекомендуется:
- Учащимся, получившими неудовлетворительные результаты по двум обязательным предметам, предложить пройти повторное обучение в 9-м классе с возможностью выбора формы обучения, а в школах организовать работу с детьми и родителями в этом направлении;
- проанализировать на заседаниях совета управления образования (школы) результаты ГИА-2016 и принять программу, направленную на повышение качества обучения.
- усилить профориентационную работу со школьниками, для формирования у участников ГИА осознанного выбора учебных предметов для сдачи экзаменов.
Учителям-предметникам:
- Провести анализ итогов государственной итоговой аттестации 2015-2016 учебного года, поставить на контроль изучение тем, по которым выявлены пробелы, и тем, выполненных малым количеством выпускников, более четко организовать повторение этих тем для предупреждения повтора ошибок и повышения качества обучения.
- Практиковать текущую диагностику знаний в форме тестов, в которые обязательно включать задания по ранее изученным темам; совершенствовать организационные умения школьников в процессе подготовки к ГИА-2017.
- Постоянно повышать свою квалификацию.
На следующий учебный год Минобрнауки РТ запланирована работа по повышению качества образования, для чего предусмотрено:
1) эффективное использование возможностей Губернаторских проектов
а) «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»,
б) «Формирование управленческих кадров в общеобразовательных организациях Республики Тыва из числа педагогов-мужчин».
2) реализация в 2016-2017 учебном году Концепции развития математического образования в Республике Тыва с целью повышения качества преподавания в школах дисциплин физико-математического цикла (математика, физика, информатика), в том числе организация работы профильных классов с углубленным изучением учебных предметов физико-математического направления по единым учебно-методическим кейсам, разработанным специалистами Государственного лицея Республики Тыва и Института развития национальной школы Республики Тыва;
3) в профильных 10-11 классах образовательных организаций с 2016-2017 учебного года будет поэтапно вводиться многобалльная система оценки знаний обучающихсяпо методике Государственного лицея Республики Тыва, имеющего многолетний опыт работы в данном направлении;
4) будет дан старт новому губернаторскому проекту «Эффективная школа – успешный ученик», включающий оказание помощи 19 школам, чьи выпускники от 50 до 100 % не получили аттестаты о среднем общем образовании в 2016 году.
ГБУ РТ «ИОКО РТ»:
1. В новом учебном году серьезное внимание будет уделено всероссийским мониторинговым исследованиям, в частности изучению качества преподавания учебных предметов в начальной школе и среднем звене (ВПР и НИКО), региональному мониторингу (ЕРМКО).
2. Будут проведены курсы повышения квалификации:
- для работников органов управления образованием и заместителей директоров школ по направлению «формирование муниципальной, внутришкольной систем оценки качества образования»;
- для учителей-предметников по подготовке к ГИА и изучению критериев и пояснений к оцениванию ГИА.
3. При проведении ГИА-9 в 2017 году будет введена технология печати КИМ и сканирования, что позволит существенно повысить объективность оценки знаний выпускников 9-х классов и обеспечить всем участникам равные условия при проведении ГИА-9. При проведении ЕГЭ-2017 технология печати КИМ с последующим сканированием экзаменационных материалов будет применена во всех пунктах проведения экзаменов.
4. Репетиционные экзамены и диагностические работы будут проводиться в условиях, максимально приближенных к выпускным экзаменам.