18 ноября в Минобрнауки РТ прошло родительское собрание по вопросам участия в тренировках устной части по русскому языку в девятых классах
Главный государственный инспектор по русскому языку, заместитель министра образования и науки РТ – Елена Хардикова и руководитель республиканского центра обработки информации в рамках ГИА, заместитель директора Института оценки качества образования Минобрнауки РТ – Сарагашева Ирина в режиме открытого микрофона обсудили все аспекты тренировки собеседования по русскому языку с учащимися 9-х классов, их родителями и педагогами Тувы.
Напомним, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит широкомасштабную апробацию модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. Пилотная апробация моделей устной части ГИА по русскому языку проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли более 1,5 тысяч обучающихся. На сегодняшний день по тем пройденным тренировкам и общественно-профессиональным обсуждениям доработана модель устной части ГИА.
В 2017 году Тува вошла в число сорока регионов, которые принимают участие в апробации устной части по русскому языку.
Модель тренировок включает:
1) Чтение текста вслух;
2) Пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) Монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) Диалог с собеседником.
На прохождение собеседования отводится 15 минут и, в будущем итоги собеседования будут оцениваться по системе «зачет»/»незачет».
В Республике Тыва из пяти тысяч выпускников в тренировках собеседования по русскому языку примут участие около одной тысячи выпускников. В каждом кожууне расположены пункты проведения тренировок. Участие всех пяти тысяч выпускников на сегодняшний день представляется невозможным, так как материально-техническая база не позволяет обеспечить прохождение тренировки всеми выпускниками.
Представители минобрнауки РТ на консультации неоднократно подчеркивали, что собеседование в понедельник будет нести тренировочный характер, результаты собеседования не будут переведены в текущие и итоговые оценки по русскому языку. Цель проведения собеседования - это отработка организационных и методических вопросов.
В ходе консультации у многих родителей возникли вопросы, которые они смогли задать представителям минобрнауки РТ.
- «Можно ли учителю задавать наводящие вопросы слабому ученику?»
Сарагашева Ирина: Задача учителя создать максимально благоприятную среду для прохождения собеседования учащегося. У учителя также как и ученика будет инструкция, согласно которой он сможет задать вопросы только в четвертой части собеседования.
- «Будут ли принимать участие в тренировочном собеседовании учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, в частности с логопедическими затруднениями».
Сарагашева Ирина: на тренировках 20 ноября детей с ОВЗ не будет, а также в федеральном перечне документов есть оговорка, что такие дети могут принять участие только при согласии родителей и своем желании.
- «Сколько наводящих вопросов педагог может задать ученику, чтобы помочь ему с формированием ответа?»
Елена Хардикова: в инструкции сказано, что учитель имеет право задать не менее двух вопросов, максимальное количество вопросов не предусмотрено. Также каких-либо обязательных вопросов не предусмотрено, учитель просто выстраивает диалог с учеником.
В целях повышения коммуникативных способностей учащихся по русскому языку Правительство РТ и Минобрнауки РТ осуществляет государственные программы по развитию русского языка. В Туве реализуется интернет-проект «Мост дружбы», который соединяет преимущественно сельские школы Тувы и школы России в онлайн-уроки. В 2016 году количество школ, участвующих в проекте «Мост дружбы» составляли 38, а в 2017 году их количество возросло до 90.
Напоминаем, 20 ноября в 9:00 ч на базах 19 образовательных организаций Республики Тыва пройдут тренировочные мероприятия по подготовке проведения устного собеседования по русскому языку в 9-х классах.