Региональный центр информатизации образования Республики Тыва - Как успешно написать итоговое сочинение
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Республики Тыва

Как успешно написать итоговое сочинение

     

   4 мая 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

     Итоговое сочинение является условием допуска к Государственной итоговой аттестации для учащихся 11 классов.

     Уже сейчас нужно начинать подготовку к нему, разобраться, в чем отличие итогового сочинения от сочинений других жанров и как успешно справиться с этим испытанием?

  Рассказывает доктор филологических наук, ведущий эксперт отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования Александра Кудряшова.

Требования к итоговому сочинению

   Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации. Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется. Цель работы – продемонстрировать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом. В итоговом сочинении необходимо: раскрыть тему сочинения, аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал, комментировать приведенные примеры из произведений, выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.

    Если в сочинении ЕГЭ по литературе от выпускника требуется глубокое погружение в художественное произведение, умение выявлять авторскую позицию, анализировать отдельные эпизоды, образы героев, художественные приемы, то итоговое сочинение носит надпредметный и литературоцентричный характер, литературный материал используется для аргументации как иллюстрация, подкрепляющая собственное рассуждение.

Выбор темы и критерии оценивания сочинения

   Выбор темы сочинения — важный этап в начале работы над итоговым сочинением.Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассмотрим возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: “Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь”?». Очевидно, что для раскрытия данной темы потребуется понимание процитированного высказывания в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.

    Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.

     Также возможна формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.

Рассмотрим, по каким критериям эксперты оценивают итоговое сочинение.

    Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко вы его сформулируете тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.

    Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис. Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.

    Ваше умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут выступать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

    Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

   Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения»: оценивает умение учащихся выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Во вступлении вы выдвигали тезис, в основной части доказывали его, а в заключении подводите итоги и делаете выводы.

     Четвертый критерий — «Качество речи»: оценивается точное выражение мысли и разнообразие лексики.

     Пятый критерий — «Грамотность»: учитываются орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

В заключении сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:

·        Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.

·        Не забывайте про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.

·        Не бойтесь размышлять и выражать свое мнение.

·        Следуйте за формулировкой темы.

·        Комментируйте поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.

·        Соблюдайте правило композиции: вступление — основная часть — заключение.

·        Старайтесь грамотно выражать свои мысли.

·        Помните, что цитирование в сочинении необязательно — важно передать идейное содержание произведения.

Комментарии по тематическим направлениям 2021/2022 даны в статье, написанной совместно со Светланой Колосовой, «Итоговое сочинение — 2021: чего ждать и как написать его успешно».

При подготовке к итоговому сочинению также будут полезны рекомендации Федерального института педагогических измерений:

1.                 «На все 100» — онлайн-консультация по подготовке к итоговому сочинению.

2.                 Итоговое сочинение (изложение). Учебные материалы.

А также другие информационные ресурсы:

1) записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО;

2) еженедельный проект «Субботы московского выпускника» Московского центра качества образования и Московского образовательного телеканала для учащихся 9-х и 11-х классов;

3) видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ на Московском образовательном телеканале.