ФИПИ: Задания по геометрии труднее всего даются участникам ЕГЭ по математике
Результаты ЕГЭ по математике в 2019 году продемонстрировали эффективность мер, реализуемых в соответствии с Концепцией развития математического образования. Заметно снизилась доля участников ЕГЭ, не сдавших экзамен, и повысилась доля выпускников с высокими результатами. Наиболее трудными для участников экзамена как базового, так и профильного уровня остаются задания по геометрии. Обзор методических рекомендаций по математике по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019 завершает серию публикаций от специалистов ФИПИ.
Благодаря переходу системы двухуровневого ЕГЭ по математике в штатный режим сдачи одного экзамена (базового или профильного) повысилась осмысленность выбора уровня экзамена, что улучшило качество итогового повторения.
Существенно сократился процент технических ошибок в записи ответов и решений задач. Все большее количество участников экзамена, которые находят правильный путь решения задачи, доводили ее решение до конца. Включение элементов финансовой грамотности в школьную программу не могло не сказаться на повышении процента выполнения практико-ориентированных заданий, в том числе с экономическим содержанием. Особенно высокий рост результатов показали регионы, в которых углубленное изучение математики начинается с 7–8 класса.
Участники профильного экзамена демонстрируют высокую степень овладения базовыми умениями, выполняя задания на проценты и доли, вычисления, округление, чтение информации с графиков и диаграмм, несложные уравнения. Более двух третей участников экзамена 2019 года успешно справились со стереометрической задачей 8 и текстовой задачей 11, при этом последнее задание по-прежнему вызывает сложности у слабо подготовленных участников ЕГЭ. Задания по геометрии остаются при росте результатов выполнения наиболее трудными для участников экзамена.
В экзамене базового уровня особую тревогу вызывает низкий процент выполнения практико-ориентированного стереометрического задания 13. Также хуже других были выполнены задача 14 на наглядное представление о производной и геометрические задачи 15 и 16.
Наличие открытого банка заданий позволило включать задания ЕГЭ в учебный процесс в школе, повысить эффективность итогового повторения и подготовки к экзамену с учетом индивидуальных образовательных траекторий каждого участника экзамена. Это обусловило снижение количества допущенных участниками ЕГЭ вычислительных ошибок при выполнении заданий с кратким ответом и ошибок, связанных с неправильным пониманием условия математической задачи.
Апробация итогового собеседования по русскому языку в 9 классах прошла в штатном режиме
Девятиклассники республики приняли участие в федеральной апробации итогового собеседования по русскому языку.
Собеседование включает чтение выпускником текста вслух, пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится 15 минут.
Оценивание выпускников происходит по системе «зачёт»/«незачёт». Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов из 20 возможных.
«В ходе собеседования была отработана технология автоматизированной обработки бланков. Обработка результатов участников итогового собеседования при введении бланковой технологии, максимально приближена к процессу обработки результатов ГИА-9 и Итогового сочинения в 11 классах. Использование данной технологии ускорит получение результатов итоговой работы», – отметила заместитель министра образования и науки Республики Тыва Елена Хардикова.
В 159 школах республики были привлечены ответственные организаторы образовательных организаций, организаторы проведения итогового собеседования, экзаменаторы-собеседники, технические специалисты и эксперты по проверке устных ответов участников итогового собеседования.
«Апробация проходит в штатном режиме. С внедрением автономной станции записи и автономной станции прослушивания стало удобнее работать, так как ответ каждого участника записывается отдельно. Проблем с записью не возникало», - поделился технический специалист ГБОУ «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус» Айдын Даргын.
Апробация итогового собеседования предоставила условия для тренировки навыков спонтанной грамотной речи школьников. Она дала возможность выявить уровень подготовки школьников к обязательному итоговому собеседованию 12 февраля 2020 года.
Напоминаем, что итоговое собеседование для девятиклассников является обязательным допуском к итоговой аттестации.
Девятиклассники Республики Тыва примут участие в тренировочном мероприятии по итоговому собеседованию
30 января в 17 регионах страны, в том числе и в Республике Тыва, состоится апробация итогового собеседования по русскому языку. В нашей республике в 159 школах будут открыты пункты для 5500 девятиклассников. Также для проведения апробации будут привлечены ответственные организаторы образовательных организаций, организаторы проведения итогового собеседования, экзаменаторы-собеседники, технические специалисты и эксперты по проверке устных ответов участников итогового собеседования.
Главной целью апробации является предоставление условий для тренировки навыков спонтанной грамотной речи детей. Апробация дает возможность выявить уровень подготовки школьников к обязательному итоговому собеседованию 12 февраля 2020 года. Ведь в соответствии с пунктом 11 Порядка проведения ГИА-9 от 07.11.2018 г. № 189/1513 итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации.
Апробация будет проводиться по технологии автоматизированной обработки бланков. Обработка результатов участников итогового собеседования при введении бланковой технологии, максимально приближена к процессу обработки результатов ГИА-9 и Итогового сочинения в 11 классах. Использование данной технологии ускорит получение результатов итоговой работы.
Проведение тренировочного мероприятия также дает возможность региону отработать организационные и технологические процедуры, осуществляемые при проведении итогового собеседования.
ФИПИ: Участникам ЕГЭ по обществознанию стоит уделить внимание повторению вопросов правового блока
Обществознание остается самым популярным предметом ЕГЭ, который выпускники сдают по выбору. Его результаты стабильны. Трудности участники испытывают с выполнением заданий правового блока. Также нередко выпускников подводит невнимательное чтение заданий. Очередной обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) посвящен обществознанию.
Большинство участников ЕГЭ 2019 года продемонстрировали знание базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществознания. Затруднения в 2019 году, как и в предыдущие годы, отмечены при выполнении заданий базового уровня по темам: «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; заданий повышенного уровня сложности по темам: «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса»; «Избирательные системы»; заданий высокого уровня сложности по темам: «Истина и её критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».
Отметим, что выполняя задания высокого уровня, предполагающие приведение примеров различных социальных фактов, явлений, процессов, выпускники 2019 года практически не привлекали знания из других школьных предметов. Так, только 23% участников ЕГЭ 2019 года смогли на примере трёх конкретных деятелей науки и их достижений проиллюстрировать положение о том, что российская наука обогатила мировую науку.
Экзамен 2019 года показал очевидные пробелы в знаниях правового блока, необходимых для социализации выпускников как граждан России, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Например, около 20% участников ЕГЭ не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы; 24% уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключён в устной форме; 25% не знают о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе; примерно 30% не различают уголовное и гражданское право.
При изучении и повторении правовых вопросов перед экзаменом рекомендуется опираться на соответствующие нормативные правовые акты, они указаны в приложении №2 к спецификации КИМ для проведения ЕГЭ по обществознанию.
Значительную роль в правильном выполнении заданий играет умение читать и адекватно понимать требования и инструкции по их выполнению. Так в 2019 году, чаще, чем год назад, участники ЕГЭ в кратких ответах записывали вместо слова словосочетание и наоборот. Заметное число участников ЕГЭ 2019 года испытывали явные трудности в понимании смысла заданий и давали ответы не на поставленные вопросы/требования заданий.
Важно на этапе подготовки к экзамену ознакомиться с инструкциями по выполнению заданий, критериями оценивания развернутых ответов. Это позволит прояснить вопросы о технологии записи ответов, правильно выполнить отдельные задания и научиться контролировать свою работу по времени.
ФИПИ: При подготовке к ЕГЭ по иностранному языку важно повторить базовую грамматику
Участники ЕГЭ по иностранным языкам, в первую очередь, по английскому языку (их абсолютное большинство), показали хорошие результаты в 2019 году. Содержательный анализ результатов ЕГЭ по английскому языку показывает, что все разделы экзаменационной работы были выполнены несколько лучше, чем годом ранее. Сложности участники экзамена испытывают с выполнением заданий разделов «Письмо» и «Говорение», а также допускают грамматические ошибки. Серию публикаций от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжает обзор методических рекомендаций по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019 по иностранному языку.
В 2019 году вырос средний балл участников ЕГЭ по английскому языку, увеличилось число выпускников, получивших от 80 до 100 баллов, уменьшилось число тех, кто не набрал минимальный балл. Увеличение доли высокобалльников можно объяснить изменением в разделе «Письмо»: в 2019 году в задании 40 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение») предлагалось две темы на выбор. Однако, как и в предыдущие годы, задания с развернутыми ответами (разделы «Письмо» и «Говорение») были выполнены хуже, чем задания на аудирование, чтение и лексико-грамматические.
Наиболее высокие результаты выпускники показали при выполнении заданий по аудированию. Следует отметить в этой связи, что раздел «Аудирование» на ранних этапах введения ЕГЭ вызывал наибольшие трудности, сейчас же он выполняется лучше всех других разделов. Это показывает положительное влияние ЕГЭ на процесс обучения и усиление его практико-ориентированности. Очевидно, что владение иностранным языком предполагает, в первую очередь, понимание устной речи на изучаемом языке. Для части выпускников остается сложным выполнение заданий раздела «Письмо»: здесь результаты заметно ниже результатов выполнения заданий других разделов, что свидетельствует о недостаточно развитых навыках письменной речи. С заданием 40 выпускники со средним и низким уровнем знания языка не справляются или получают низкие баллы. Они не понимают и не могут показать проблемный характер предложенных тем, многие не до конца понимают смысл задания в силу недостаточности своего лексического запаса. Заметно стремление выхватить из формулировки темы какое-то знакомое слово либо произвольно и неверно интерпретировать значение незнакомого слова и написать на этой основе некий текст, имеющий мало общего с предложенной темой и поставленной коммуникативной задачей. Чтобы успешно выполнить это задание, важно правильно понять его смысл, спланировать свое письменное высказывание и построить его без нарушений логики.
Более низкие результаты выполнения письменных заданий свидетельствуют и о недостаточном уровне развития языковых умений: владении лексикой, грамматикой, орфографией. Это подтверждает и анализ выполнения заданий раздела «Грамматика и лексика». В целом результаты выполнения заданий этого раздела вполне удовлетворительные, и они улучшаются из года в год. Вместе с тем, приходится признать, что большинство ошибок в заданиях базового уровня 19-25 на проверку грамматических навыков являются устойчивыми и ежегодно повторяются в работах участников. В первую очередь, к ним отнесем ошибки на употребление местоимений, на использование степеней сравнения прилагательных, форм неправильных глаголов. Этот грамматический материал изучается в начальной школе. По-видимому, в основной и средней школе следует уделять больше внимания повторению и отработке базовой грамматики на основе более сложных текстов расширенной тематики. В ряде случаев участники экзамена делают ошибки, потому что не понимают грамматической структуры предложения и не понимают разницы между грамматикой и словообразованием.